«Ед Ро» признала кризис политической системы

На прошлой неделе в «Единой России» произошло событие, которое, по мнению некоторых политологов, «производит впечатление, близкое к революционному».

В Центре социально-консервативной политики (одном из партийных клубов единороссов) был представлен доклад, доказывающий необходимость незамедлительного политического реформирования страны. Документ под названием «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика» подготовлен двумя известными экспертами, специализирующимися на проблемах регионального развития — Вячеславом Глазычевым и Ириной Стародубовской.

«Революционных» моментов в этом докладе действительно немало. В частности, в нем прямо говорится о том, что кризис существующей ныне системы «зашел достаточно далеко». Эксперты констатируют, что практически тотальная экономическая и политическая встроенность региональных и местных элит во властную вертикаль тормозит проведение любых серьезных реформ, усиливает коррупцию, уничтожает ярких и самостоятельных лидеров. А повсеместное подавление политического плюрализма приводит к тому, что в обществе нарастают националистические и популистские протестные настроения. Деградация всей системы усугубляется тем, что «правила игры» формируются в личных и узкокорпоративных интересах элитных групп, «сформированных на основе тесной связки власти, привилегированной части бизнеса и силовых структур».

Механизм восстановления принципов реального федерализма предлагается только один — политический. И хотя рассматривается пять возможных сценариев, в том числе, сохранение статус-кво и даже дальнейшее усиление централизации в политической и экономической сфере, реальные изменения, по мнению авторов доклада, могут произойти лишь при активизации демократических процессов. Описывается три варианта демократизации: либо «немедленный возврат к выбору губернаторов, с восстановлением автономии каждого из уровней власти, широкой децентрализацией полномочий и финансов», либо «административная децентрализация и восстановление «правил игры» с постепенным возвратом к демократическим механизмам на всех уровнях власти», либо «развитие общественных механизмов управления при ограниченной децентрализации и демократизации».

В докладе экспертов ЦСКП немало «революционных» моментов

Эксперты утверждают, что первые два сценария (келейный характер выдвижения кандидатов на посты руководителей регионов, назначаемость мэров, подавление свободы слова, доминирование кандидатов «партии власти» при назначении на любую должность и т.п.) чреваты дальнейшим нарастанием деградации системы, увеличением числа эмигрантов из страны за счет наиболее креативной части населения и усилением протестных настроений в обществе. Сценарий немедленной демократизации (выборы губернаторов, отмена пропорциональной выборной системы, создание условий для реальной многопартийности, восстановление свободы СМИ) нужно выполнять очень быстро и комплексно, в противном случае он будет полностью дискредитирован. Риски, которые несет в себе этот вариант, тоже очень велики. Во-первых, это возможность проникновения во власть популистов, националистов и криминала. Во-вторых, регионы могут потребовать дополнительных ресурсов от центра. В-третьих, возможна активизация центробежных тенденций.

Сценарий административной децентрализации и постепенной демократизации, по мнению авторов доклада, может быть самым предпочтительным, потому что политическая реформа начинается здесь с муниципального уровня, что снижает накопленный в обществе потенциал протестных настроений. Этот вариант развития событий постепенен и более управляем, он позволяет вовремя корректировать ошибки. Однако многое в нем будет зависеть от элиты, которая должна изменить свою мотивацию и объединиться вокруг системы новых норм и правил.

Главное, отмечают эксперты, нужно «отказаться от ориентации на социальную стабильность как высший приоритет в проведении политики всех уровней власти и рассматривать социальный конфликт (естественно, не в экстремальных формах) как необходимую плату за проведение преобразований». Если эти фундаментальные изменения не произойдут, предупреждают они, то этот сценарий может выродиться в чисто бюрократический процесс, носящий декоративный характер.

Еще один вариант — «создание коалиций развития, способных оказывать давление на функционирование институтов в пользу публичного блага». Суть его состоит в том, что политически мало что меняется, однако, расширяется роль общественного контроля за органами власти. Важным моментом здесь является обеспечение защиты лидеров местного самоуправления и местных предпринимателей, реализующих проекты развития, от произвола «силовой бюрократии». Авторы доклада считают, что риски перерождения этого сценария в фикцию очень высоки.

Надо сказать, что доклад Глазычева и Стародубовской — это уже не первая аналитическая разработка, доказывающая власти насущную необходимость проведения политических реформ. Недавно был обнародован доклад Игоря Юргенса и Евгения Гонтмахера «Россия XXI века: образ желаемого завтра», где речь шла также о перспективах политической модернизации страны. Однако, если подготовленный сотрудниками Института современного развития доклад был публично раскритикован единороссами за либерализм и «прожектерство», то к нынешней работе привлеченных партией экспертов они вынуждены отнестись более благосклонно. Хотя бы потому, что заказчиком ее выступил едва ли не сам премьер Владимир Путин.

На заседании партийного клуба заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Юрий Шувалов даже признался, что речь идет о «первом серьезном аналитическом докладе в рамках реализации «Стратегии 2020». Правда, тут же заявил, что лично он поддерживает сценарий «создания коалиций развития», который «базируется на развитии общественных механизмов управления при ограниченной децентрализации и политической демократизации».

Согласно опросам, уже 42% россиян считают, что страна движется в неверном направлении

Позиция партийных боссов, одновременно признающих кризис системы и боящихся ее реформировать, в принципе, понятна. С 2000 года власть последовательно принимала решения, направленные на построение модели централизованного федерализма. И создание властной вертикали, и отмена губернаторских выборов, и ограничение роли парламента, и наступление на СМИ, и монополия одной партии — все это были принципиально важные для образования нынешней системы шаги, которые никогда не подвергались никакому сомнению, потому что их делал Путин. Партия, рейтинг которой до сих пор держится только на авторитете ее лидера, лишь шагала за ним след в след.

Теперь Путин, кажется, задумался о том, насколько верна и безопасна для будущего России эта стратегическая линия, которая ведет страну в тупик. «Единая Россия» еще не знает, как отреагирует премьер на резко критические оценки экспертов, какие решения он примет, но партийцы вынуждены обсуждать варианты политических преобразований, делая вид, что сами в них кровно заинтересованы. Хотя именно сценарий «создания коалиций развития» предполагает фактическое сохранение монополии на власть одной партии.

Возможно, это взбудоражившее всю околополитическую часть российского общества «революционное» событие, случившееся в партийном клубе «Единой России», вообще ничем и не закончится. Ну, посмотрит этот доклад ответственный за «Стратегию 2020» вице-премьер Игорь Шувалов, ну, обсудят его на заседании правительства — в конце концов, это всего лишь оценки экспертов, к которым можно прислушиваться, а можно и игнорировать. Ведь сегодня не экспертное сообщество формирует актуальную повестку, а министерства и ведомства, то есть та самая «вертикаль», которая и делает региональную политику крайне неэффективной.

Как справедливо считает депутат Госдумы Валерий Драганов, если так будет продолжаться, то никакая реформа у нас не получится. Он полагает, что доклад, представленный на партийном клубе, следует обсуждать в формате широкой общественной дискуссии. Но согласны ли с ним его товарищи по партии? Ведь одно дело — поговорить о кризисе федерализма и власти в узком партийном кругу, не вынося весь сор из избы, и совсем другое — публично признать свои ошибки и всем вместе, а не келейно обозначить стратегию развития.

В том, что общество в этом нуждается, уже нет никаких сомнений. Последний опрос Левада-центра показывает резкое снижение доверия населения к деятельности правительства: уже 42 % россиян считают, что страна движется в неверном направлении и 40 % опрошенных не верят в то, что в ближайшее время нынешний кабинет сможет добиться положительных изменений.